Скорость таможенного оформления является одним из самых значимых показателей качества работы декларанта (таможенного брокера) и таможенного органа.
К сожалению, официальная статистика по данному критерию не публикуется.
Мы публикуем данные о средней скорости таможенного оформления за третий квартал 2014 года (и сравнение с первым месяцем квартала – Июлем), используя в качестве исходных данных внутреннюю статистику нашей компании (для сбора данных используется специализированное программное обеспечение).
Таможенная статистика за 3 квартал 2014. Среднее время таможенного оформления*

Тип таможенного оформленияСреднее время таможенного оформления,
Июль 2014
Среднее время таможенного оформления,
3 Квартал 2014
Экспорт 0:50:07 0:51:45
Временный ввоз 0:47:33 0:32:18
Импорт 1:24:35 1:28:58
Предварительные декларации (бывш. ПП/ПД) 0:10:10 0:11:06
Размещения на ТЛС, транзит, другое 0:45:05 0:34:16

* время таможенного оформления считается как разница между временем кончания таможенного оформления и временем принятия таможенной декларации в базу. Время между подачей декларации и ее приемом в базу не учитывается. Максимальное время таможенного оформления согласно Таможенного Кодекса – 4 часа.
По итогам третьего квартала 2014 года в сравнении с первым месяцем скорость таможенных оформлений по основным типа деклараций по всем критериям плавно снижалась, оставаясь при этом достаточно высокой в абсолютном выражении. Это касается экспорта (снижение скорости на 3%), импорта (снижение скорости на 5%), предварительного декларирования (снижение скорости на 10%). По второстепенным типам деклараций наблюдаются, наоборот, позитивные тенденции.
Причины снижения скорости, частично, объясняются с учетом статистики о таможенных процедурах, которые применялись таможенными органами в процессе таможенных оформлений, становится очевидным, что тенденция к снижению скорости оформлений связана с усилением контроля.
Так, по итогам третьего квартала, количество таможенных досмотров составило 3,98% от общего числа. При этом среднее максимально разрешенное Таможенным Кодексом составляет 5%. Отдельно в июле количество досмотров не превысило 2%.
Также, в 1,5% таможенных оформлений таможенные органы потребовали от импортёров дополнительные сведения в связи со спорными ситуациями по оценке таможенной стоимости (так называемое «прохождение отдела тарифов»). При этом следует помнить, что статистика не учитывает процентр так называемых добровольных поднятий таможенной стоимости (корректировок таможенной стоимости) – когда импортёр по просьбе таможенного органа самостоятельно избирает запасной метод оценки таможенной стоимости и завышает таможенные платежи.

Тенденции по итогам третьего квартала стоит оценивать как такие, которые требуют максимального внимания. Это связано с тем, что:

  • Утвержден руководящий состав таможенных органов в цетральном аппарате и  на региональных уровнях;
  • Не ликвидированы планы по сбору таможенных платежей;
  • Не ликвидированы схемы контрабанды и «серого» импорта.

 

В сумме эти факторы могут, но необязательно, привести к усилению давления на официальных импортёров. Что отразится на замедлении скорости таможенных оформлений; увеличении числа таможенных досмотров и споров по вопросам таможенной стоимости.

14.10.14 | Украина