Вопрос контроля таможенной стоимости при таможенном оформлении в Украине остается крайне острым. Нередки случаи, когда таможенные органы осуществляют этот контроль с нарушениями в связи с перегруженностью, некомпетентностью или по прямому указанию "собирать налогов побольше". При "инициативе на местах" такие запросы могут быть признаком коррупции.
Поэтому импортёрам и декларантам стоит быть внимательными и способствовать возвращению таможенников в законодательное поле, а не слепо исполнять каждое требование таможенного органа.
Ниже мы приводим пример запроса таможенного органа о предоставлении дополнительных подтверждающих документов для контроля таможенной стоимости, ссылки на соответствующие нормы Таможенного Кодекса и комментарий, который позволяет пошагово разобраться в причинах незаконности запроса и возможности не исполнять его.

Что вы видите в сообщении от таможни Как в действительности звучат нормы закона Комментарий
Согласно части 1 статьи 320 Таможенного кодекса Украины формы и объемы контроля, достаточного для обеспечения соблюдения законодательства по вопросам государственной таможенного дела и международных договоров Украины при таможенном оформлении, избираются таможнями (таможенными постами) на основании результатов применения системы управления рисками. Статья 320. Выборочность таможенного контроля

1) Формы и объем контроля, достаточного для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам государственной таможенного дела и международных договоров Украины при таможенном оформлении, избираются на основании результатов системы управления рисками.
2) Формы и объем контроля, достаточного для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам государственной таможенного дела и международных договоров Украины, заключенных в соответствии с законом, после завершения таможенного оформления, определяются в порядке, установленном настоящим Кодексом. По требованию владельца товаров, в отношении которых определена форма и объем таможенного контроля, или уполномоченного им лица таможенные органы обязаны письменно сообщить об этом в течение часа, если другой срок сообщения не определено настоящим Кодексом.
3) Если в результате применения системы управления рисками не определено необходимости проведения таможенного досмотра товаров, транспортных средств коммерческого назначения, таможенное оформление и выпуск этих товаров, транспортных средств по решению таможенного органа могут быть осуществлены без предъявления указанных товаров, транспортных средств таможенному органу или с предъявлением, но без проведения их таможенного досмотра. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере государственной таможенного дела, осуществляет координацию деятельности государственных органов, осуществляющих контроль за перемещением через таможенную границу отдельных видов товаров.
Таможенному контролю (совокупности мероприятий) посвящен целый раздел Таможенного кодекса, а именно раздел IX. Из текста этого раздела и текста статьи 320 можно сделать единственный вывод - запрос дополнительных документов для определения таможенной стоимости ВООБЩЕ НЕ ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, а может быть лишь частью таможенного оформления. Наличие ссылки на эту полом в запросе неуместно с юридической точки зрения.

Статья 4. Определение основных терминов и понятий

24) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения норм этого Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственной таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке;
29) таможенные формальности - совокупность действий, подлежащих выполнению соответствующими лицами и органами доходов и сборов с целью соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственной таможенного дела;
Согласно части 2 статьи 361 Таможенного кодекса Украины органы доходов и сборов применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортных средств, документов и лиц, а также объема таможенного контроля. По таможенной декларации № 100270003/2014 / *** сработала система анализа рисков по истребованию документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров. Статья 361.
..
2) Органы доходов и сборов применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортных средств, документов и лиц, а также объема таможенного контроля.
В тексте данной части статьи 361 нет ссылок на контроль таможенной стоимости. Использование этой статьи неуместно.
В сообщении инспектор ссылается на срабатывание системы анализа риска как основание для истребования документов согласно ч.3 ст.53 ТКУ. НО, ЕЩЕ РАЗ перечитываем НОРМЫ ЗАКОНА:

3. В случае если документы, указанные в части второй настоящей статьи, содержащие расхождения, имеющиеся признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары , декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию органа доходов и сборов обязаны в течении 10 календарных дней предоставить (при наличии) такие дополнительные документы:
Система рисков в статье 53 не упоминается и не может быть применена при определении таможенной стоимости.
Поэтому, в соответствии с ч.3 статьи 53 Таможенного кодекса Украины декларанту, путем направления электронного сообщения предложено в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) такие дополнительные документы:

- Транспортные (перевозочные) документы, а также документы, содержащие сведения о стоимости перевозки оцениваемых товаров (в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Украины от 24.05.2012 № 599 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 18.06.2012 за № 984/21296);
- Копию таможенной декларации страны отправления;
- Вывод о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленный специализированной экспертной организацией;
- Информацию биржевых организаций о стоимости товара или сырья;
- Другие документы для подтверждения таможенной стоимости товара (по желанию декларация).
Статья 53. Документы, представляемые декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости:

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, одновременно с таможенной декларацией декларант подает органа доходов и сборов документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод ее определения.
2. Документами, подтверждающими таможенную стоимость товаров, являются:
  1) декларация таможенной стоимости, подается в случаях, определенных в частях пятой и шестой статьи 52 настоящего Кодекса, и документы, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости, на основании которых производился расчет таможенной стоимости;
  2) внешнеэкономический договор (контракт) или документ, который его заменяет, и приложения к нему в случае их наличия;
  3) счет-фактура (инвойс) или счет-проформа (если товар не является объектом купли-продажи);
  4) если счет оплачен, - банковские платежные документы, касающиеся оцениваемого товара;
  5) при наличии - другие платежные и / или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара и содержащие реквизиты, необходимые для идентификации ввезенного товара;
  6) транспортные (перевозочные) документы, если по условиям поставки расходы на транспортировку не включены в стоимость товара, а также документы, содержащие сведения о стоимости перевозки оцениваемых товаров;
  7) копия импортной лицензии, если импорт товара подлежит лицензированию;
  8) если осуществлялось страхование, - страховые документы, а также документы, содержащие сведения о стоимости страхования.
3. В случае если документы, указанные в части второй настоящей статьи, содержащие расхождения, имеющиеся признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары , декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию органа доходов и сборов обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) такие дополнительные документы:
Как видно из текста статьи 53 она является специальной по-отношению к контролю таможенной стоимости. Именно ее предписаниям нужно пользоваться при процедуре контроля таможенной стоимости.
В ч. 2 предусмотрено представление ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО перечня документов, подтверждающих таможенную стоимость.
В ч. 3 предусмотрено представление дополнительных документов в случае, если представленные согласно п. 2 документа содержат расхождения, имеющиеся признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары.
Итак, снова запрос является незаконным.
О чем и возможно уведомить таможенный орган в произвольной форме письмом с указанием нарушений путем пересылки в ответ на такой запрос.
19.06.14 | Украина